Все об образовании Республики Татарстан: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Трудности адаптации ребенка к детскому саду

Когда Ваш кроха поступает в детский сад, у Вас могут начаться не самые лучшие времена, хотя Вы отдавали ребенка в детский сад именно ради лучших времен.

И вот Ваш ребенок ходит в детский сад день, второй, неделю… Только вы скорее озабочены этим, а вовсе не рады. Вашего малыша словно подменили, его почти невозможно узнать.

С ним постоянно что-то происходит, только совсем непонятно что…

Ребенок стал вести себя таким образом, словно ему ещё и не исполнилось трёх лет. Практически разучился говорить. Он по любому поводу устраивает истерики, которые могут продолжаться несколько часов подряд. Штанишки снова стали мокрыми. Он плохо спит, ничего не ест. Стал пуглив как никогда – пугается даже своей тени. И категорически не хочет идти в детский сад. Каждый день новые отговорки. Усиленно упирается, когда его насильно тащишь. С плачем расстается, причитая, что его никто не любит, и он обещает всегда быть хорошим, только бы мама была рядом. Причитает так, что сердце щемит. А ещё хватает за юбку, заглядывая в глаза. И это Ваш малыш, который совсем недавно вмешивался во все взрослые дела, мучил Вас своими бесконечными «я сам», и совсем не давал Вам покоя, забыв про это всё, снова мечтает об опеке, молит о ней и всё время просит Вас о помощи. Да, именно о помощи. Здесь Вы не ошибаетесь. Только зачем она ему? Ведь и другие дети тоже ходят в садик. И многие пришли раньше его. Они играют там друг с другом  и только смеются над малышом.

Ну а Ваш ребенок? Он ни с кем не дружит до сих пор, да и не желает подружиться. На него постоянно жалуются воспитательницы. Он сидит один целый день, и не разговаривает даже с ними, весь нахохленный как воробей, и не отводит взгляд от входной двери. Лишь только входная дверь скрипнет, так он уже мчится к ней, как будто за ним кто-то гонится. Постоит, увидев, что его мама не пришла, опять садится и снова ждет. В первые дни его можно было хоть как-то отвлечь новыми игрушками, но теперь это на него уже не действует. Он швыряет игрушки, как будто они не нужны ему.

Да, что-то происходит с ребенком, как будто он вдруг стал «развиваться назад». У него наблюдается регресс во всех достижениях: в игре, в речи, в навыках и умениях. И это все произошло всего за неделю. А что случится, если он ещё походит в садик: снова превратиться в новорожденного? И что дальше? Сколько будет продолжаться «развитие вспять»? В конце концов, он же не сказочный герой…

Всем понятно, что такое нереально. Может быть, Ваш ребенок просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, которая так сильно повлияла на него? У него и в самом деле есть насморк, а вчера была температура… Почему ему так не нравится детский сад? Он же сам утверждал, что дома ему скучно и ему хочется поиграть с другими ребятами. Получается, что он только притворялся. Ведь не подменили же малыша, в конце концов!

«Подменили»… Жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он и должен быть. Не стоит волноваться, всё это естественно. И в скором времени всё пройдёт. Просто Ваш ребенок адаптируется к детскому саду. У него период адаптации.

Обычно адаптация проходит сложно с большим количеством негативных сдвигов, происходящих в детском организме. Такие сдвиги происходят во всех системах, на всех уровнях. Только обычно Вам видна только надводная часть айсберга, а это изменения в поведении ребенка. Но даже его поведение приводит Вас в замешательство. И Вы навряд ли отдали своего малыша в этот новый детский коллектив, если бы знали, что творится в душе и организме ребенка, когда он впервые идет в детский сад. В новом детском коллективе малыш постоянно находится как будто под током сильнейшего нервно-психического напряжения, которое не прекращается ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Сила стресса, который ощущает ребенок в период адаптации к детскому саду, идентична с силой стресса, испытываемого космонавтом, отправляющимся в полёт.

Можете себе представить… у  малыша и космонавта…. Адаптация к обычному детскому саду и неординарный полет в космос… Да, конечно, в это трудно поверить. И пусть Вам и не верится, но это факт. Факт, который объясняет развитие ребенка «назад».

Внимательней присмотритесь к своему ребенку – он здоровый или больной? Кажется, что и не то, и не другое. Но как такое может быть? А вот на самом деле есть. Ваш ребенок сейчас в особом «третьем» состоянии между болезнью и здоровьем. Нечто подобное испытывали Вы, когда были беременны им. Но невозможно постоянно находиться в «третьем» состоянии. Поэтому в скором времени малыш и в самом деле заболеет, либо станет снова самим собой.

Если выраженность у малыша стресса минимальна, то Вы скоро забудете о неблагоприятных явлениях адаптационного процесса и о своем беспокойстве сегодня. Это значит, что адаптация проходит легко и благоприятно.

Если признаки стресса явно видны у ребенка, что очевидно у его будет срыв, и он, скорее всего, заболеет. Срыв обычно свидетельствует о неблагоприятной или крайне тяжёлой адаптации у малыша. То есть, адаптация может проходить в легкой или тяжелой форме. Но это две крайние формы, а крайности, обычно соединяет промежуточный вариант. Но он нем чуть позже. А пока Вы наблюдаете у малыша проявление его протеста в форме различных невротических реакций, говорящих о том, какое сильное психоэмоциональное напряжение он испытывает. Причем это напряжение в самом разгаре и вы видите, что проявляется оно у вашего ребенка в основном на психоэмоциональном уровне.

Чтобы можно было более детально и объективно судить об этом уровне, предлагаем Вам ознакомиться с целым рядом необходимых показателей, которые в достаточной степени информативно характеризуют особенности поведения ребенка, адаптирующегося к детскому саду, и проявление у него эмоций, а также с эмоциональным профилем (или портретом) ребенка (ЭП), впервые поступившего в детский сад. Так какие же показатели включает в себя этот портрет ребенка?

I. Отрицательные эмоции – это важнейший компонент ЭП, наблюдаемый у каждого ребенка, который впервые адаптируется к новому организованному детскому коллективу.

Проявления отрицательных эмоций различны: они могут быть еле уловимы, либо приводить к депрессии, напоминающей собой плен. При наличии у ребенка депрессии он угнетен, подавлен, безучастен ко всему происходящему. Он есть, и в тоже время его как будто нет. Он сидит погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или пришельца с неизвестной планеты. Малыш не пьет, не ест, не отвечает на вопросы. О сне вообще говорить нечего… И вдруг вся его окаменелость исчезает, он начинает безумно метаться по группе как «белка в колесе». Он словно вихрь вырывается из рук воспитателей и нянь и несется к выходу, на ходу со всеми конфликтуя. У двери он замирает, а затем, рыдая, зовет маму, захлебываясь собственными слезами. Но вдруг замолкает бессильно, снова превращаясь в манекен. И так происходит по нескольку раз в день.

Очень часто свои негативные эмоции дети выражают палитрой плача: от хныканья до постоянного. Приступообразный плач наиболее информативен. Он свидетельствует о том, что хотя бы на время, у малыша внезапно отступают на задний план все негативные эмоции, потому что их оттесняют положительные. Но все это лишь на время, к сожалению. Чаще всего лишь на время, когда малыш увлечен чем-то новым.

В палитре плача выделяется ещё «плач за компанию». Этим плачем Ваш, практически адаптированный к детскому саду малыш поддерживает пришедших «новичков». Он составляет «плачущий дуэт» или даже подпевает в хоре. Зачастую дольше всех из числа отрицательных эмоций у ребенка держится хныканье, которым малыш выражает протест при расставании с родителями, которые убегают на работу.

II. Страх – постоянный спутник отрицательных эмоций, их «друг», «компаньон», «сослуживец». Вряд ли Вы сможете встретить ребенка, который не испытывал страх хотя бы раз во время адаптации к детскому саду. Ведь, впервые появившись в новом детском коллективе, Ваш малыш во всем видит скрытую угрозу своего существования. Поэтому он всего боится, страх преследует его, гнездится в нем самом. Малыш боится новых воспитателей, неизвестной обстановки, страшится встречи с другими детьми, а самый большой страх, что Вы, уйдя на работу, забудете о нем.

Малыш боится, что Вы его предали, и что вечером не придете за ним, чтобы забрать домой… Малыш боится… И часто мы сами невольно провоцируем его на этот глобальный страх. А этот страх является источником стресса, его приступы можно рассматривать как пусковые механизмы стресса.

III. Гнев. На фоне стресса у ребёнка зачастую вспыхивает гнев, который прорываясь наружу буквально написан на лице. В такие моменты Ваш малыш, готов прыгнуть на обидчика пантерой, чтобы отстоять свою правоту.

В период адаптации ребенок становится ранимым настолько, что буквально всё может служить поводом для гнева. Гнев и порождаемая им агрессия могут разгореться, даже если искры нет, как будто в самом ребенке хранится пороховая бочка.

IV. Положительные эмоции – это противовес отрицательным эмоциям и главный их выключатель. Их можно сравнить с рассветом, возвещающем о том, что ночь пошла на убыль и впереди многообещающий светлый день. В первые дни адаптации положительные эмоции либо не проявляются совсем, либо немного выражены в те моменты, когда малыш захвачен «прелестью новизны». Чем легче проходит у ребенка процесс адаптации, тем раньше проявляются у него положительные эмоции, подобно первым ласточкам, возвещающим о завершении адаптационного периода. Особенно благоприятна радость. Улыбка и веселый смех – это, пожалуй, главные лекарства, излечивающие от многих негативных проявлений адаптационного периода.

V. Социальные контакты. Начиная с трех лет Вашему малышу обычно уже нравится контактировать с людьми, он сам выбирает повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это большой плюс для успешной адаптации в детском саду. Однако в первые дни нахождения в детском саду некоторые малыши утрачивают это свойство. Такие дети становятся замкнутыми и нелюдимыми и практически всё время проводят в «гордом одиночестве». После такой «гордой бесконтактности» наступает период «компромиссной контактности», в результате которой Ваш малыш вдруг стал сам проявлять инициативу для контактирования с взрослыми людьми. Это мнимая инициатива. Она нужна ребенку лишь как выход из сложившейся ситуации и вовсе не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками.

В такие моменты обычно малыш с плачем подбегает к воспитательнице, хватая её за руку, тянет к двери, умоляя, чтобы она отвела его домой. Малыш готов идти на компромисс с няней или с заведующей, он может умолять даже медсестру… пусть его поскорее заберут даже не домой, а лишь бы из группы от этих не умеющих себя вести детей. Он категорически не хочет и не может дружить с ними. Они просто невыносимы, назойливы и «жалят» посильнее, чем целый рой пчел. И как же проще было дома, когда он проводил время один.

И как только Вашему малышу удастся наладить нужные контакты в группе, все негативные моменты адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важный шаг к завершению всего адаптационного процесса у Вашего ребенка.

VI. Познавательная деятельность – является верным «другом» положительных эмоций. Как и положительные эмоции, познавательная деятельность обычно снижается на фоне стрессовых ситуаций. Эта деятельность в три года, как правило, связана с игрой. Поэтому поступая в детский сад, ребенок зачастую не интересуется игрушками, да и не желает ими интересоваться. У него нет желания интересоваться сверстниками, понять, что рядом с ним происходит. Вот именно поэтому Ваш «почемучка» словно в зимней спячке и его познавательная деятельность заторможена.

Однако как только он очнется ото сна или Вам удастся его «разбудить», стресс пойдет на убыль и в скором времени его проявления исчезнут совсем.

VII. Социальные навыки. Ваш малыш под прессом стресса может измениться настолько, «растеряет» практически все навыки самообслуживания, которые освоил уже давно и которыми успешно пользовался дома. Всё это вызывает недовольство воспитателей, считающих, что ребенок ещё не готов к детскому саду, а также частые насмешки детей. Его приходится умывать как младенца и кормить из ложечки. Он «не умеет» пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться. Не знает, когда нужно говорить «спасибо», ну словом, маленький дикарь.

В ходе адаптации, однако, ребенок вдруг вспоминает все забытые им навыки, да ещё и с легкостью начинает усваивать новые.

VIII. Особенности речи. На фоне стресса у некоторых малышей происходят изменения в речи, причем в сторону регресса. Скудеет  словарный запас ребенка, он словно спускается на несколько ступенек вниз и при разговоре пользуются младенческими и облегченными словами. В его речи почти нет существительных, нет и прилагательных, встречаются в основном одни глаголы. И предложения становятся односложными. В ответах на вопросы прослеживается «телеграфный стиль». Такая речь является итогом тяжелой адаптации ребенка. В случае легкой адаптации речь либо не изменяется совсем, либо описанные изменения касаются её минимально. Однако в любом случае наблюдается затруднение необходимого для возраста ребенка пополнение словарного запаса.

IX. Двигательная активность – довольно редко сохраняется в пределах нормы в период адаптации. Ребенок становится либо неуправляемо гиперактивным, либо сильно заторможенным. Однако тут не стоит путать активность, связанную с его темпераментом, и активность, измененную в процессе адаптации.

X. Сон. Сначала сна нет вообще и малыш, в тихий час, ведет себя как «ванька-встанька». Его только успеешь уложить, как он уже сидит на кровати, рыдая. По мере привыкания ребенок начнет засыпать, но такой сон вряд ли можно назвать сном. Он всё время прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением, ребенок спит беспокойно. Иногда кажется, что ребенка преследуют кошмары. И, чтобы не видеть этот страшный сон, малыш в испуге с плачем просыпается.

Как только ребенок адаптируется в детском саду, он сможет в тихий час спать спокойно.

XI. Аппетит. Чем сложнее проходит у ребенка адаптация, тем хуже его аппетит, который иногда отсутствует совсем, словно ребенок объявил голодовку. Гораздо реже у Вашего малыша просыпается «волчий аппетит» и, впадая в такую крайность, малыш будто пытается удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация аппетита у ребенка сигнализирует, что отрицательные сдвиги периода адаптации пошли на убыль, из чего следует, что и другие показатели эмоционального портрета в скором времени нормализуются.

Ваш ребенок на фоне стресса может похудеть, но как только пройдет процесс адаптации, он легко и быстро сможет восстановить свой первоначальный вес и в дальнейшем начнет поправляться.

Во время адаптационного периода у малыша может без видимых причин на короткое время подняться температура. Это также говорит о том, что процесс адаптации проходит тяжело для Вашего малыша.

Итак, вам, наверное, уже стало понятно, что адаптация малыша к новому коллективу и новым для него условиям – это трудный и болезненный процесс, который сопровождается целой серией негативных сдвигов в детском организме и затрагивает все уровни. Вы теперь знаете, что происходит с поведением ребенка и причины его изменения. Вам стало понятно, что виной всему стресс, превращающий малыша совсем в другого человека, разрушающий его защитные барьеры, извращающий важные физиологические реакции организма, так необходимые для поддержки здоровья. Этот стресс можно сравнить с пламенем, нещадно сжигающем всё на своем пути. И если Вы не сможете найти «огнетушитель», то это бушующее пламя «сожжет» организм ребенка и лечить нанесенные им «ожоги» Вам придется всю жизнь. А пока снижается сопротивляемость детского организма и нет больше того панциря, который защищал бы ребенка от всех болезней. При нем стоит только кашлянуть… От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, наступит срыв адаптации, а после срыва ему придется начинать всё заново. И появятся снова все вышеперечисленные отклонения в поведении ребенка. Но не может же это продолжаться бесконечно…

Давайте ещё раз уточним, какие факторы провоцируют у ребенка стресс в процессе адаптации к детскому саду.

В первую очередь  огромное значение для малыша имеет отрыв от матери, резкое прекращение поступление жизненно важного для него витамина «М». Ваш малыш неразрывно связан с Вами мама для него – главное, что есть и будет: его воздух, атмосфера, погода… Это просто три кита, которые удерживают ребенка на себе.

И вдруг мама предала его. Обменяла на какую-то работу и этим перекрыла ему кислород. Его неповторимая, любимая и самая прекрасная на свете мама, найдя себе  непонятно какую работу, бросила его на произвол судьбы в ужасной новой обстановке с незнакомыми ему детьми, которым и нет дела до него. А если и есть, то только для того, чтобы посмеяться над ним, что он всё делает неправильно. И чтобы ему в этой обстановке продержаться, нужно вести себя не так как дома. Но ему незнакома такая форма поведения, и он страдает от этого, боясь сделать что-то не так. И этот страх поддерживает стресс, который имеет точную точку отсчета – отрыв от матери, сомнение в её любви, разлука с ней.

Получаем следующую цепочку: разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь... Всё это свойственно ребенку, у которого тяжело и неблагоприятно происходит адаптация к детскому саду. При таком типе адаптации процесс растягивается на длительный период, и ребенок приспосабливается к детскому коллективу месяцами, а иногда и может не приспособиться совсем. Поэтому детей, у которых тяжелая адаптация прогнозируется ещё в детской поликлинике, не желательно отдавать в детский сад в три года, а лучше, немного позже, когда будут более усовершенствованы его адаптационные механизмы.

Кроме того, помните о кризисе трех лет, который может быть наложен на период адаптации ребенка к детскому саду.

Вы должны знать, что в период поступления в детский сад Ваш малыш впервые ощутил себя личностью, и он хочет, чтобы это видели и другие. А другие этого не видят и не желают видеть, нам проще, чтобы всё было как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, он отстаивает свою личность перед нами, его психика становится ещё ранимее, чем раньше, к воздействию факторов окружающей среды.

И именно в тот момент, когда Ваш ребенок нуждается в Вас как никогда, в Вашем понимании его и поддержке, когда Вам просто необходимо щадить его ослабленную нервную систему, Вы, как будто бы специально дополнительно к кризису трех лет взваливаете невольно на плечи малыша ещё один груз – адаптацию к детскому саду, не понимая, что это всё «надорвет» его. И в самом деле, часть детей «надрывается», о чем и говорят видимые изменения в поведении ребенка.

Важно помнить, что вероятность неблагоприятной адаптации у ребенка может резко возрастать, если у него имеется ряд неблагоприятных факторов развития, которые врачи называют «факторами риска». Помните, что Вашему ребенку с тяжелой адаптацией, кроме Вас и воспитателей, поможет педиатр или узкий специалист.

Другой противоположностью тяжелой адаптации является легкая адаптация, когда ребенок быстро адаптируется к новой обстановке, обычно за 2-3 недели. С таким малышом практически не бывает хлопот и видимые изменения в его поведении обычно незначительны и кратковременны, поэтому ребенок не болеет.

Кроме двух противоположных типов адаптации, есть ещё промежуточный вариант, как бы соединяющий два крайних полюса адаптации. В подобных случаях говорят о средней тяжести течения адаптационного процесса и адаптационных изменениях в детском организме.

При таком типе адаптации малыш обычно адаптируется к новому детскому коллективу больше месяца и во время адаптации иногда заболевает. Болезнь обычно протекает без осложнений и это может служить основным отличительным признаком этого типа адаптации от тяжелого варианта.

Заболеваемость ребенка при таком типе адаптации может снизить врач. Чем раньше он назначит корректирующие мероприятия, тем меньше будет вероятность, что Ваш ребенок заболеет, а, следовательно, его адаптация приблизится к благоприятной. Это также поможет Вашему ребенку в дальнейшем, когда он пойдет в школу. Известно, что при тяжелой адаптации в детском саду ребенок будет плохо адаптироваться и в начальной школе.

Итак, теперь Вы имеете представление о том, что происходит с  Вашим ребенком в период адаптации к новому организованному детскому коллективу. Теперь Вы знаете, что Ваш малыш не избалован, не упрямец и не хочет сделать Вам назло. Все изменения в его поведении – это просто издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. И именно от Вас зависит, чтобы такая «плата» стала минимальной.

Ваш комментарий




Рейтинги