Все статьи
Внедрение инклюзивного образования в российских учебных заведениях
Уже к концу этого года 20% всех российских образовательных учреждений и, в том числе, Московской области, должны стать доступными для детей с ОВЗ и инвалидов по государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы». В рамках этой государственной программы фрязинской компанией «Исток-Аудио» уже оснащено более 2000 учреждений – школ и детских садов. Ирина Блинова, являющаяся руководителем сектора технического обеспечения инклюзивного образования компании «Исток-Аудио», рассказывает о проблемах и задачах.
У нас в стране, да и вообще в мире, законодательная база, в которой сформировано правовое поле для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), стала разрабатываться сравнительно недавно. Генеральная Ассамблея ООН в 2006 году приняла «Конвенцию о правах инвалидов». Российская Федерация в 2012 году ратифицировала эту конвенцию, и тем самым взяла на себя обязательства по реализации всех составляющих её принципов.
Образование инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья претерпело, пожалуй, самые существенные изменения. Раньше действовал Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.), который гарантировал таким людям «необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки». Такие условия обычно создавались лишь в специальных учреждениях. В принятом в 2012 году законе «Об образовании» впервые было введено понятие «доступная среда», т.е. обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом индивидуальных возможностей и разнообразия особых образовательных потребностей.
Раньше складывалась такая ситуация: ребенок школьного возраста с ОВЗ на вполне законных основаниях мог быть направлен в специальное коррекционное учреждение по настоянию школы (например, ребенок с нарушением слуха).
Коррекционная школа есть далеко не в каждом городе, обычно таких школ всего лишь несколько на область. Такая школа может быть расположена в несколько сотен километрах от места проживания ребенка. Поэтому родителям приходится отвозить туда ребенка, оставлять на всю неделю и забирать только на выходные. Получается, что ребенок выпадает из семьи и, как правило, при этом он ещё и может лишиться имеющегося навыка речи, так как оказывается среди детей из глухих семей, которые приучены к языку жестов.
Сейчас есть и другой путь. В настоящее время с помощью аудиоскрининга можно диагностировать нарушение слуха у ребенка уже на первых месяцах жизни. Это позволяет родителям не теряя времени сразу же приступить к реабилитации. Если будущий школьник слухопротезирован и у него хорошо развита речь, то можно согласовать с классным руководителем обучение ребенка за первой партой и, если необходимо, индивидуальный график обучения (к примеру, одну четверть в школе, одну на дому), то в таких условиях у ребенка есть все шансы успешно освоить общеобразовательную программу и социализироваться.
Доступная среда: правила и условия
Чтобы обеспечить условия для инклюзивного образования, образовательные учреждения должны, в первую очередь, решать задачи обеспечения доступности образовательного процесса. В школах должно быть внедрено оборудование, которое обеспечивает возможность совместного обучения детей с инвалидностью и детей без нарушения развития.
Основными сложностями для детей, у которых ослабленный слух, являются шум и передвижение по классу учителя. Доступная среда представлена внедрением FM- и индукционных систем, которые передают сигналы напрямую на слуховые аппараты.
Рабочие места для детей, у которых есть нарушения зрения, можно оборудовать специальными видеоувеличителями, с помощью которых информация с доски или из учебника переносится на экран монитора, расположенного перед учеником. Тифлоплеер – специальный носитель всех учебных пособий, предназначенных для слабовидящих учеников.
Учащимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и маломобильным группам учащихся необходима специальная мебель, позволяющая им комфортно и правильно устроиться на рабочем месте.
В компьютерных классах должны быть адаптированные устройства для ПК: мышки-джойстики, с вариантами манипулирования, соответствующими тому захвату, который у ребенка работает лучше, различные типы клавиатур.
Ещё одна важнейшая задача – обеспечение физической доступности зданий и помещений образовательных учреждений для инвалидов по слуху и зрению, детей с нарушением опорно-двигательных функций. Это обеспечивается противоскользящими покрытиями, предупреждающими знаками, контрастной маркировкой ступеней. Надо отметить, что такие внедрения абсолютно для всех полезны и малозатратны. К примеру, жёлтый круг над дверью, традиционно обозначающий препятствие, позволит избежать травм и здоровым излишне активным учащимся. Слабовидящим учащимся тактильная плитка позволит получить информацию о направлении движения. Мобильные лестничные подъёмники и пандусы для инвалидных колясок обеспечат физическую доступность детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поручни и автоматические открыватели дверей будут полезны и инвалидам по зрению, и пожилым людям.
Финансирование государственной программы
На внедрение доступной среды в школах финансирование идет из региональных и федеральных бюджетов. Вариантов комплектации несколько и зависят они от бюджета, выделенного учебному заведению. В одной школе можно установить оборудование на 300 тыс. рублей, а в другой - на 2 млн. руб. При большой сумме финансирования можно оборудовать входную группу, а также санитарную комнату, оборудовать рабочие места для детей с ОВЗ, закупить специализированную мебель. Школы также могут самостоятельно из выделенных грантов или собственных средств закупить кое-какое оборудование, не в рамках программы.
Обеспечение кадрами
Чтобы успешно обучать детей с ОВЗ в обычной школе, нужны специальные педагоги. На данный момент подготовка кадров – одна из важнейших задач программы «Доступная среда».
В школе нужны психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, педагоги сопровождения - тьюторы.
Обычный учитель физики или по русскому языку не знаком со всеми особенностями детей, например, с ослабленным слухом. Когда в классе обучается такой ребенок, учитель испытывает большую нагрузку, возможен даже негатив к такому ребенку, из-за того, что приходится ему уделять много внимания. Преподаватель-дефектолог (сурдопедагог или логопед), знаком с особенностями детей с ОВЗ, с их диагнозом, уровнем развития и психологией. Идеальным вариантом в школе является совместная работа преподавателя и преподавателя-дефектолога.
Даже школьный психолог играет большую роль. Он отвечает за обстановку в коллективе, помогает принять в свой коллектив ребенка с ОВЗ как здоровым детям, так и их родителям. Бывают ситуации, когда родители выступают против одноклассника с ОВЗ. Они вселяют негатив в своего ребенка, обсуждая этот вопрос дома.
Как сообщает Ирина Блинова, здоровым детям психолог расскажет о плюсах, которыми обладает ребенок с ОВЗ. Например, если новый ученик в классе слабовидящий, то психолог задаст классу вопрос: «Кто сможет дойти до столовой с закрытыми глазами? Никто? А Саша может и сможет вас научить».
В обязанности социального педагога входит обеспечение связи ребенка с внешним миром, привлечение его к внеклассным мероприятиям.
На сегодняшний день в учебных заведениях нет ставки тьютора. Им для ребенка в ОВЗ может стать няня или сам родитель. Идеальными педагогами и тьютерами являются родители, поскольку они знают проблему изнутри. Очень часто мама ребенка, родившегося с нарушением слуха, идет на курсы сурдопедагога, получает квалификацию и в будущем становится помощником не только для своего ребенка. Мамы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — также хорошие специалисты в реабилитации.
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Гимназия №102 | 9 |
2. Средняя школа №165 | 3 |
3. АЛ им. Н.И. Лобачевского | 2 |
4. Лицей им. Н.И. Лобачевского | 2 |
5. Физико-математический лицей №1 | 2 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Зайчик | 80 |
2. Чебурашка | 65 |
3. Золотая рыбка | 49 |
4. Березка | 34 |
5. Ромашка | 22 |
Комментарии