Все об образовании Республики Татарстан: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

В чем разница между бакалавром и магистром?

Перемены, произошедшие за 15 последних лет, разметали на российских просторах многие устойчивые понятия. Такое понятное и добротное советское высшее образование постепенно ушло в прошлое, и в настоящее время с трудом выстраивается новая система. И теперь мы привыкаем к новым понятиям: бакалавриат и магистратура.

Из истории

Российские студенты впервые столкнулись с этим в 1996 году. Тогда впервые в ВУЗах была введена  двухуровневая система высшего образования. Цель нововведений – присоединение к Болонскому процессу, а именно добровольное объединение систем высшего образования в европейских странах, которое уже насчитывало к тому времени около двух десятков лет.

Юридически процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен в 2003 году подписанием российской стороной Болонской декларации. Уже с 2011 года двухуровневая система стала основной в российском образовании.

Надо отметить, что у поступивших до 2010 года студентов ещё есть возможность получить степень «дипломированный специалист».  Эта степень является промежуточной между бакалавром и магистром. Но в настоящее время система обучения выглядит следующим образом:

1.      Бакалавр

2.      Магистр.

Чем отличается бакалавр от магистра

Эти два непривычные для нас понятия означают степень подготовки выпускников ВУЗа. Чтобы хорошо понимать, чем магистр отличается от бакалавра, нужно знать, каковы цели подготовки на каждой из этих двух ступеней.

Бакалавриат готовит практикующих специалистов

После окончания школы выпускники поступают в бакалавриат. Это первая ступень высшего образования. После двух лет обучения каждый из них может получить диплом о неполном высшем образовании. Такой диплом означает, что человек прошел половину первой ступени высшего профессионального образования. Объём и содержание полученных знаний  указываются в приложении к такому диплому.

На этом этапе практически никто не останавливается. Отучившись ещё 2 учебных курса, после прохождения итоговой аттестации, студент получает диплом бакалавра. К этому времени уже изучены не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины, а также пройдена профессиональная практика. Диплом бакалавра свидетельствует о полноценном оконченном высшем профессиональном образовании. Выпускник может претендовать на такие должности, которые требуют обязательное наличие высшего образования.

Магистратура  - ориентированность на научную работу

Если есть желание дальше заниматься наукой или вести преподавательскую деятельность в ВУЗах, нужно поступать в магистратуру. Магистратура – обязательная ступень для тех, кто планирует дальнейшую научную деятельность или преподавание в ВУЗе.

Однако желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете в настоящее время примерно 25-30% от общего числа студентов. Объясняется это реалиями нашей жизни – не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Ещё один минус заключается в том, что на работу берут предпочтительно бакалавров – а больше и не требуется для офисной работы. Сотрудник должен уметь работать с информацией, заниматься обработкой документов, работать в коллективе. В общем, должен быть исполнительным и грамотным работником. Здесь не требуется особых занятий научной деятельностью. Именно поэтому большинство студентов в течение 4 курсов получают базовые знания, некоторый практический опыт и затем всерьёз занимаются карьерой.

Преимущества и недостатки двухуровневой подготовки

На просторах бывшего Советского Союза новая двухуровневая система вузовского обучения ещё не укоренилась и вызывает в понимании множество трудностей. Кадровики порой затрудняются определить степень подготовленности молодого специалиста. Ведь и те и другие при заполнении анкеты указывают «высшее образование». В глазах старшего поколения выпускник первой ступени выглядит скорее, как «недоучка». Кроме того, в некоторых областях диплом бакалавра – далеко не выигрышный вариант: экономика, юриспруденция, высокие технологии. Иногда первая ступень, по мнению кадровиков старой закалки, приравнивается к техникуму.

Но есть и плюсы. Крупные компании предпочитают брать на работу выпускника первой ступени. Особенно это касается тех структур, где есть собственная система подготовки кадров. Ведь учить гораздо легче, чем переучивать. И доучивать намного легче того, кто освоил практику обучения в ВУЗе - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и к тому же у бакалавра больше нацеленность на практику, чем у магистра. Ведь в период обучения в магистратуре создается ориентировка на научно-исследовательскую деятельность в большей степени, чем на практическую.

Если студент нацелен на продвижение научно-технического прогресса, мечтает заниматься научной деятельностью или учить студентов, то тут без диплома магистра ему никак не обойтись.

Однако перед поступлением для обучения на магистра, обязательно нужно поинтересоваться, есть ли у ВУЗа лицензия на выпуск магистров и срок её действия. Нежелательно, чтобы срок действия лицензии заканчивался в год окончания магистратуры. В жизни всякое бывает… 

Перемены, произошедшие за 15 последних лет, разметали на российских просторах многие устойчивые понятия. Такое понятное и добротное советское высшее образование постепенно ушло в прошлое, и в настоящее время с трудом выстраивается новая система. И теперь мы привыкаем к новым понятиям: бакалавриат и магистратура.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги